Описание программы «Лира»

Дополнительная общеобразовательная программа «Лира» художественно-эстетической направленности. Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле вокальная группа является средством художественно - творческого развития дошкольников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.

Пение является важнейшей основой для развития «музыкально – слуховых представлений», которые обусловливают развитие всех музыкальных способностей. Пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: оно способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. 

   Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов.

В основе программы методики: «Игровая методика обучения детей пению» Кацер О. В.; «Вокально-хоровая работа в детском саду» Картушиной М.Ю.

Цель программы: развитие музыкальных способностей и певческих навыков у дошкольников.

Задачи программы:

  1. Сформировать и развить вокальные умения и навыки, музыкальные способности (музыкальный слух, певческий голос, чувство ритма и лада, музыкальную память, музыкальные представления и пр.), музыкальное мышление.
  2. Развить психологические способности (мышление, память, внимание).
  3. Воспитать творчески активную личность (исполнительскую, сценическую, слушательскую культуру).

Принципы педагогической работы:

  • Воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
  • Доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей данной возрастной группы.
  • Постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
  • Наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
  • Сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
  • Прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

Основные направления обучения детей пению:

1.  Певческая установка и дыхание.

2.  Звуковедение, дикция.

3.  Вокальные упражнения-распевания.

      4. Строй и ансамбль.

5.  Формирование исполнительских навыков.

6.  Работа над исполнением хорового произведения.

Целевые ориентиры освоения программы:

К концу образовательного периода дети могут:

проявлять интерес к вокальному искусству; стремиться к вокальному творчеству, самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента;

внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;

петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание);

воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом;

сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;

петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;

исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

Форма занятий: групповая 8-10 детей.

Режим занятий: 2 раза в неделю, продолжительностью для детей 4-5 лет – 20 минут, для детей 5-6 лет - 25 минут.

Дата обновления
25.02.2024
Вход
Отзывы
Поиск
Информация
Новости
Полезные сайты
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
%